Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Хаю-хай, с вами Schools.by!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 40 человек

Советы психолога

Дата: 9 июня 2014 в 10:46, Обновлено 19 мая 2017 в 10:47

Советы психолога

"Как сделать приход ребёнка в детский сад праздничным"

Убедитесь в собственной уверенности, что Вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности садовского воспитания.

Любые Ваши колебания ребенок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.

  • Расскажите ребенку, что такое сад, зачем туда ходят дети, почему Вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад.
  • Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло - он будет ходить в этот садик. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.
  • Чтобы снять у ребенка неуверенность, страх перед неизвестным, вместе с воспитателем проведите экскурсию по группе: покажите игрушки, необходимые предметы быта, вместе рассмотрите, потрогайте. Покажите кроватку, где будет спать, шкафчик, где будет переодеваться.
  • Для установления контакта между ребенком и воспитателем: познакомьтесь с воспитателем, выучите вместе с ребенком его имя, обращайтесь к нему с просьбой и вопросами.
  • Познакомьтесь с распорядком работы дошкольного учреждения и подробно расскажите ребенку об этом - что, как и в какой последовательности он будет делать. Соблюдайте дома аналогичный распорядок дня.

Следуйте всем советам и рекомендациям воспитателя, поддерживайте требования воспитателя. (Малышей путает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее).

•   Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в детском саду, расширяйте контакты общения, чтобы он общался не только с близкими ему людьми, но и с чужими,  и со сверстниками в равной степени. Помогите ребенку в этом. Познакомьтесь с другими родителями группы и их детьми. Называйте других детей в присутствии Вашего ребенка по имени. Спрашивайте дома своего малыша про детей группы. Полезным для здоровья ребенка, его эмоционального состояния будет посещение адаптационной группы.

•   В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Чаще обнимайте ребенка.

Скажите малышу: «Я знаю, что ты скучаешь в садике без меня, что тебе бывает страшно. Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты - молодец, ты - смелый. У тебя все получится! Первое время оставляйте ребенка в детском саду на непродолжительный отрезок времени. Постепенно, ориентируясь на эмоциональное состояние ребенка, продлевайте время пребывания в детском саду.

  • Ребенок склонен к подражанию. Создавайте дома доброжелательную, теплую атмосферу, чтобы он был более общительным, уравновешенным, не отставал в психическом развитии.
  • Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания и ему будет проще отпускать Вас.
  • Для себя возьмите за правило читать специальную литературу по воспитанию детей.

До встречи в нашем дошкольном центре развития ребенка!

Рады встрече с Вами и Вашим малышом!  


Агитационная мини-лекция «Главней всего погода в доме»

        Сегодня, в День Святого Валентина, я хочу начать своё выступление с таких слов: «Всё начинается с любви», - говорил Р.Рождественский.

       Как важно каждому человеку знать, что он кому –то нужен, что его любят…Любовь защищает, согревает, успокаивает, одаривает нежностью, заботой, вниманием! Как всё это необходимо ребёнку! Ребёнок постоянно должен чувствовать, что родители его любят. Любовь родителей делает его уверенным в себе, раскованным, свободным. Нормально развиваться как физически, так и духовно ребёнок может только в семье, где его любят. Нелюбимые дети вырастают угрюмыми, озлобленными, неуверенными в себе. Ребёнок среди любящих, ласковых взрослых развивается как растение во влажной почве под ласковым, тёплым солнцем. Представим себе ребёнка, на которого постоянно кричат: «Туда не ходи, то - не бери. Не вертись. Не дёргайся» и т.п. Он становится неуверенным в себе, скованным, боязливо смотрит на взрослых, боясь нарваться на их грубость. Такие родители не согласятся с тем, что они не правы. Они бояться за свой покой, за вещи, которые он может разбить, испортить, сломать, за безопасность ребёнка. Срабатывает собственническая позиция.  Но детское начало сильно. Поэтому ребёнку неодолимо хочется двигаться, вертеться баловаться, веселиться. Движение, мышечная активность – естественная потребность и естественное состояние ребёнка, как птице – летать, рыбе – плавать. Любить - значит считаться с интересами другого. Ребёнок, получивший в семье любовь, будет щедро делиться ею с людьми на всю жизнь. Здесь срабатывает закон распространения любви: чем больше в детстве получил ребёнок любви – тем больше он отдаст её другим людям.

         На чём же должна основываться любовь к ребёнку? Или, по-другому, что же такое разумная любовь? На уважении личности ребёнка, его понимании, на глубоком знании его внутреннего мира, особенностей как возрастных, так и индивидуальных.

            Главное условие - вера. Вера во всё хорошее, что уже есть у ребёнка и что будет. «Ты молодец», «У тебя всё получиться»…Для ребёнка такие слова, как воздух, которым он дышит и без которого нельзя обойтись. А вот другая картина: «Растяпа, неумека, пласка, жадина» и так при каждом удобном случае. Неверие близких людей убивает в ребёнке способности, интересы. Но ведь в любом ребёнке, безусловно, сосуществуют в теснейшем единстве как положительные, так и отрицательные качества. «Да, буду я его хвалить, опять подрался в детском саду…». Надо находить хорошие качества в ребёнке и развивать их настолько, чтобы они заглушили негативные, вредные черты характера и привычки.  Если в ребёнка верят, только  тогда у него будет доверие к взрослым. А без доверия к родителям немыслим ни родительский авторитет, ни духовный контакт. Доверия нет – и ребёнок замыкается, не верит ни себе, ни родителям, ни педагогам. Никому! Вот здесь и начинается трудный ребёнок.  Воспитывать – не значит обуздывать, ломать, укрощать. Воспитывать – значит не лепить по своему усмотрению, а по высшим человеческим меркам. Как видим, любовь и вера – могучие инструменты, которые ваяют прекрасную душу ребёнка.

          И так: находите и выявляйте в своем ребёнке достоинство (а они, безусловно, всегда есть в человеке). Помните что у вашего ребёнка должно сформировано положительное отношение к себе. От этого во много зависит его будущая жизнь! Верьте в своего ребёнка, поддерживайте его в трудную минуту, дарите ему каждую минуту радость и счастье.

      А чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в семье, для этого нужен благоприятный психологический климат, а это значит, что: главней всего – погода в доме. Как же все- таки справедливо высказывание, что так называемая «погода в доме» - это самое главное. Как же избавиться от «ненастья» в семье? Как добиться душевного комфорта в родных  стенах?

        Как создать приятную атмосферу в семье? Далеко не в каждой семье уютная, раскрепощенная и приятная атмосфера. Но  специалисты убеждены, что сделать это может каждый, а для этого необходимо три основных элемента: любовь, внимание и труд. Только при соединении этих компонентов воедино вы сможете добиться желаемого. Для начала необходимо взять за правило:

         Первое правило: В доме всегда должно быть чисто, а все вещи должны лежать на своём месте. Конечно, вы можете разбросать свои вещи, когда приходите уставшие с работы, но подумайте, что утром, вы сами не будете знать, что и где искать, что надеть, ваши вещи будут мешать домочадцам, все будут злиться и с самого утра срываться друг на друга. Вывод: каждой вещи – своё место. 

      Второе правило:        возрождение семейных традиций. По мнению специалистов, для подавляющего большинства людей такие традиции являются важным элементом их жизни, который, увы, зачастую исключается со временем. Возьмите за правило, ужинать всей семьей. Помните, что важно позаботиться о том, чтобы еда была вкусной, а стол  и блюда красиво оформлены. Это располагает человека к приятной беседе, которая в семье играет огромную роль. Делитесь со своими близкими впечатлениями, своими мыслями, событьями, произошедшие с вами, пусть они рассказывают о том, как прошел день.

        Третье правило:         учитесь управлять своим негативом. Внушите себе, что в дом нельзя заходить с плохой энергетикой, все негативное следует оставлять за порогом. Если же вы никак не можете совладеть с собой, то сразу как переступите порог своего жилища, отправляйтесь в душ. Струи воды помогут вам привести свое психическое состояние в норму. Отлично помогают и прогулки на свежем воздухе. Так, например, если чувствуете, что ваши эмоции никак нельзя назвать приятными, то отправляйтесь домой пешком. Пока дойдете, вы сможете достигнуть душевного равновесия, кроме того, это ещё  и для здоровья полезно.

       Четвертое правило:   всегда надейтесь на лучшее. Помните, что как бы не повернулась ваша жизнь, «завтра» непременно будет лучше, чем «вчера». Если сегодня вы столкнулись с какими - то неприятностями, то акцентируйте свое внимание на том, что все это проходит. Учитесь быть оптимистами. Это позволит не только вам самим  прийти к  душевной гармонии, но и помочь своим близким в нелегких ситуациях.

     Желаю вам прекрасной погоды в доме, взаимопонимания, здоровья, любви. Берегите себя и своих близких!

Сончик Г.В., педагог - психолог


Из выступления педагога – психолога Сончик Г.В. на встрече в гостиной «Здоровая семья», посвященной Дню матери  

Главней всего – погода в доме. 

Наш ребенок! Он  родился! Сколько волнений, тревог, забот вызвало его появление на свет! Какое оно милое, славное, но до чего же слабое и несамостоятельное это крохотное существо, не способное удовлетворить даже свои простейшие потребности! Так хочется, чтобы наш ребенок был здоровым и крепким, и хочется, конечно же, заглянуть в его будущее – каким человеком станет малыш, когда вырастет?

Нет сомнений, что все родители хотят видеть своих детей добрыми, умными, справедливыми, чтобы можно было гордиться их делами и поступками. Ближайшим социальным окружением, в которое попадает ребенок, становится, как правило, семейная среда – родители, братья, сестры, бабушка, дедушка… Не следует думать, что влияние микросреды вступает в силу, лишь тогда, когда ребенок заговорит. Уже в самые первые месяцы жизни характер заботы взрослых о детях в значительной степени определяет их психическое развитие. Упущенное в этот период трудно восполнить в дальнейшем.

Замечено, что формирование личностных качеств ребенка в значительной степени определяется той семейной атмосферой, в которой живет ребенок: занимают ли родители по отношению к ребенку единую позицию или же разную, проявляют ли к нему преимущественно строгость и требовательность или же нежность и требовательность, носят ли взаимоотношения в семье теплый, дружественный характер или преобладают в них  официальность, холодность и т.д. 

Специальные исследования и жизненные наблюдения показывают, что дети, воспитанные в климате доброжелательности и поддержки, имеют немало преимуществ – у них больше возможности для развития своей активности, самостоятельности, проявления творчества, оригинальности. Противоположная картина часто наблюдается там, где ребенок не получает необходимого тепла, заботливости, чувствует пренебрежение к себе, где в семье преобладает «контролируемая» атмосфера. Немало огорчений, трудностей приносит человеку неуверенность в себе. Она мешает оценить свои силы, возможности. Неуверенные дети пассивны, молчаливы. Им трудно решиться на первый шаг. А корни неуверенности, как показывают исследования ученых, лежат в семье. Как часто мы раздражаемся, сердимся, при малейшем поводе срываем свое дурное настроение на детях. Как часто мы ничего не хотим знать об их заботах и проблемах, которые нам представляются такими ничтожными, а для детей жизненно важными! Как часто мы прибегаем к громким фразам там, где тихое слово принесло бы больше пользы! Одно наше слово может вызвать у ребенка радостную улыбку или плач.

Каждый член семьи занимает особое место в микросреде ребенка, оказывает своеобразное воздействие на его развитие. Ни с кем не сравниться роль матери для ребенка. Ее, как самого любимого человека, чаще всего называют и рисуют дошкольники: «Больше всего на свете люблю маму. Она красивая и добрая». «Мама всегда со мной гуляет, она все умеет делать». «Очень люблю маму, а она меня…».

Реже в число «самых любимых» попадают отцы. Конечно, этому можно попытаться найти объяснение, ведь привычка к материнскому теплу, ласке возникает у ребенка с первых дней жизни. Кроме того, женщина в эмоциональном отношении более чувствительна, тоньше мужчины, что помогает установить тесный контакт с ребенком. Зато как высоко ценят, горячо любят дети тех отцов, которые сумели завоевать авторитет: «Очень люблю папочку. Он мне показывает, как рисовать или строить. И на лыжах с нами ходит, и на коньках». «Люблю папу. Он всегда веселый. Он солдатом был. Мне о службе рассказывает». Характер влияния взрослых в значительной степени определяется типом отношений, который складывается между ними и детьми. Пока ребенок не в состоянии познавать сам мир, а сначала и прежде всего моральным образцом ребенку служат его собственные родители. Как они живут, что любят и не любят, кого уважают и кого избегают - все это дети сначала воспринимают и принимают не критически, как должное. Отсюда становятся понятны слова Фридриха Фрубеля, основателя  детских садов в Германии: «Воспитание – это пример и любовь, и больше ничего!» Постепенно подрастающие дети становятся критичнее, особенно по отношению к родителям, которым они до сих пор полностью доверяли. Некоторые папы и мамы ведут себя дома по принципу: здесь все можно. Они забывают, что их поведение критически оценивается или же некритически перенимается детьми, ошибочно полагая, что дети еще слишком малы, чтобы судить родителей, или подражать им. А дети кладут ноги на стол или ходят в грязных ботинках по чистому ковру – если так делает отец. Конечно, не может быть правил, обязательств для всех, но обязательно ли отцу давать отрицательный пример?  Как редко в своих ссорах родители думают о том, что у детей «есть уши», что они могут, например, притворяться спящими и выслушать все, что для них не предназначалось. Именно то, что люди у себя дома не привыкли вести себя сдержанно, часто отрицательно сказывается на воспитании. Тот факт, что всем членам семьи всегда известно все, что происходит в семье, должен был бы дисциплинировать даже родителей с холерическим темпераментом. И тут не поможет отговорка «Я этого не хотел» или «У меня это как-то сорвалось». Если это так и родители понимают, что ведут себя неправильно, они должны скорректировать свое поведение, пока дети не достигли возраста 8-9 лет. Дети сумеют это оценить.

Подведем итог: характер и нравственное поведение ребенка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и поведение. Только при уверенности ребенка в родительской любви возможно воспитание нравственного поведения. Быть вместе, быть опорой, быть источником – это трудная родительская работа. Но кто сказал, что это легко – быть родителями? Хочется верить, что вы те родители, которые вызывают у детей чувство гордости у них, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха, умеете убеждать детей по-разному, показываете убедительные личные примеры в жизни.

С детства учите своих детей управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя. Потому что, если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребенка, из него вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Поэтому взрослые, которые любят ребенка и желают ему добра, должны контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения. Какой бы выбор не сделали ваши дети в будущем, если вы научите их теперь радоваться успеху каждого члена семьи – будет добрая традиция – радоваться успеху всей семьи.

В преддверии праздника – Дня матери хочется пожелать вам: пусть будет тепло и уютно в вашем доме! Пусть ваши дети растут сильными, как духовно, так и физически. Пусть радуют своими успехами, растут здоровыми и умными!

Сончик Г.В., педагог - психолог


Анкета для родителей

«Мой ребёнок»

Уважаемые родители!

Для того, чтобы лучше узнать Вашего ребёнка, его потребности, а также для определения ближайших перспектив его развития, просим Вас предоставить необходимую информацию и искренне ответить на следующие вопросы. Конфиденциальность гарантируем.

1.Как Вы ласково  называете ребёнка дома?___________________________________________

 2.Какие индивидуальные особенности ребенка Вы хотели бы отметить?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какое настроение преобладает у вашего ребенка в последнее время в домашней обстановке?

а) бодрое, уравновешенное;

б) неустойчивое;

в) подавленное.

4. Как ваш ребенок засыпает?

а) быстро, спокойно;

б) долго не засыпает;

в) неспокойно.

5. Используете ли вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные, другое)?______________________________________________________________________

6.Какова продолжительность дневного сна ребенка?______________________________________________________________________

7. Какой аппетит у вашего ребенка?

а) хороший;

б) избирательный;

в) неустойчивый;

г) плохой.

8.Какие продукты питания ребёнок не воспринимает?______________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Как относится ваш ребенок к высаживанию на горшок?

а) положительно;

б) отрицательно.

10. Просится ли Ваш ребёнок на горшок или его нужно высаживать через определённый промежуток времени?___________________________________________________________

11. Есть ли у вашего ребёнка отрицательные привычки?_______________________________

Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. С какими игрушками предпочитает играть Ваш малыш?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Как ваш ребёнок играет?

а)умеет играть самостоятельно;

б) не всегда;

в)не играет сам.

14. Легко ли  Ваш ребёнок вступает во взаимодействие

со взрослыми:

а) застенчив и робок при встрече с незнакомыми людьми…..

б)ведёт себя непринуждённо с с незнакомыми людьми…

в)если стесняется нового человека – быстро преодолевает это ощущение с детьми….

с детьми:

а)не боится подойти к чужим детям и поиграть с ними;

б) играет спокойно один с игрушками;

15. С кем малыш проводит большую часть времени? _____________________________________________________________________________Есть ли у ребенка сильная привязанность к кому-либо из взрослых?_____________________________________________________________________

16. На что необходимо обратить особое  внимание педагогам группы при воспитании Вашего ребёнка?_______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17.Существуют ли проблемы, связанные со здоровьем Вашего ребёнка (склонность к аллергическим заболеваниям, простудным, хроническим, др.)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

18. Ваши пожелания воспитателям в развитии Вашего ребенка_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Памятка  для родителей

Эти трудные расставания...

Уважаемые родители!

Если ваш ребёнок всё ещё с трудом расстаётся с вами по утрам и испытывает отрицательные эмоции, предлагаем несколько советов, которые помогут наиболее безболезненно оставлять малыша утром в группе.

  • Скажите ребёнку уверенным и доброжелательным тоном, что вам пора идти.
  • Поцелуйте его, словно ничего не происходит, и уходите не задерживаясь.
  • Скажите ребёнку, как он может определить время, когда вы должны за ним прийти и будьте точны (например, сразу после обеда)
  • Попрощавшись, уходите не оборачиваясь.


Играем в слова на кухне

1.  Как называются предметы мебели на кухне?

• Как ты думаешь, кто потрудился, чтобы сделать нам мебель (лесник, лесорубы   художник-дизайнер,, столяры, ткачи)?

  1. Назови посуду, которая есть на кухне?
  2. Какие продукты лежат в холодильнике?
  3. Какое бывает мясо? (Сырое, замороженное, тушёное, жареное, варёное).

5.  Крупа гречки, из какого растения? (Гречихи)
 6. Крупа манная, из какого растения?(Пшеница)

  1. Крупа перловая, из какого растения? (Ячменя)
  2. Из чего делают муку? (из пшеницы, ржи)
  3. Из чего делают сахар? (из сахарной свёклы, сахарного тростника)
  4. Как мама всё делает на кухне? (быстро, весело, ловко, спокойно, радостно, сосредоточено)
  5. Что делает мама на кухне? (варит, режет, готовит, моет, жарит, трёт, давит, слушает радио, вытирает,  включает,  выключает,  чистит, зажигает, тушит спичку, улыбается, поёт,пробует, солит, шинкует, консервирует, наливает, выпивает, разливает, убирает, достаёт).

12.  Какое блюдо мама подаёт к столу? {вкусное.
Горячее, холодное, подогретое, жидкое, густое,,
рассыпчатое, солёное, не солёное, жареное,
варёное, пареное, тушёное, сладкое, кислое,
горькое...)

13.   Из чего можно пить? (чашка, кружка, бокал,
пиала, стакан, ковш)

  1. Что такое столовые приборы?
  2. Каждой вещи своё место:

масло - в маслёнке,

хлеб - в хлебнице,

соль - в солонке,

сахар - в сахарнице,

конфеты - в конфетнице,

салат - в салатнице,

чай - в чайнике,

кофе - в кофейнике, турке.


РЕКОМЕНДАТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

"КАК СДЕЛАТЬ ПРИХОД В ДЕТСКИЙ САД ПРАЗДНИЧНЫМ"

1. Заранее познакомьтесь с условиями дошкольного учреждения (режим дня, характер питания и др.) и соотнесите их с домашними.

2. желательно, чтобы начало посещения детского сада не пришлось на холодное время.

3. Отправляйте ребёнка в ясли только здоровым.

4. Постарайтесь заранее познакомить малыша с воспитателями и детьми группы, в которую он придёт.

5. Подробно расскажите ребёнку о том, что и в какой последовательности он будет делать в саду. Соблюдайте дома аналогичный распорядок дня, т.к. малыша пугает неизвестность.

6. При рассказе о группе и воспитателях постарайтесь положительно настроить малыша.

7. Для преодоления коммуникативного барьера заранее выучите имя и отчество воспитателя и, придя в ясли, представьте малыша и воспитателя друг другу.

8. Планируйте своё время так, чтобы первые недели посещения ребёнком дошкольного учреждения у Вас была возможность не оставлять его в группе на целый день.

9. Расскажите малышу, почему Вы хотиите, чтобы малыш пошёл в ясельки.

10. Проходя мимо дошкольного учреждения, с радостью напоминайте ребёнку, как ему повезло, что он будет ходить в этот детский садик.

11. Дайте возможность малышу пообщаться с детьми, уже посещающими детский сад. Он услышит от них много интересного о том, как дети проводят время.

12. Обучайте ребёнка всем необходимым навыкам самообслуживания (самостоятельно пить из чашки, есть с ложки, пользоваться горшком, раздеваться, одеваться).

13. Приучайте малыша есть разнообразные блюда: овощные, творожные, мясные, рыбные.

14. До поступления в детский сад постарайтесь отучить его от отрицательных привычек (Засыпать при укачивании, с пустышкой)

15. Избегайте обсуждения при ребёнке волнующих Вас проблем, связанных с дошкольным учреждением.

16. Оставляя ребёнка в детском саду, постарайтесь быть спокойнвм и уверенным самим, т.к. малыш может уловить Ваше беспокойство и будет расстраиваться и плакать ещё больше.

17. Не затягивайте расставания долгими объяснениями, поцелуями, сладкими обещаниями. Обнимите ребёнка, поцелуйте,  скажите, когда за ним придёте и, оставьте улыбнувшись, независимо от его настроения.

18. Ни в коем случае не обманывайте ребёнка и не уходите тихо и незаметно. это вызовет глубокие переживания, возможно истерику и может сильно его травмировать. Ребёнок поймёт, что Вам нельзя доверять, у него могут возникнуть страхи, преодолеть которые можно будет только при помощи психолога.

19. Проявляйте особое внимание и чуткость к малышу, т.к.в период адаптации ребёнок может быть капризным, раздражительным, у него может ухудшиться аппетит, сон.

20. Ежедневно распрашивайте ребёнка о жизни в детском саду, удивляйтесь, хвалите его, показывайте значимость нового статуса.

Будьте благоразумны и помогите малышу войти в новую жизнь.

С уважением, педагог-психолог Сончик Г.В.


"НЕ ХОЧУ! НЕ БУДУ! НЕ НАДО!"

КРИЗИС ТРЁХ ЛЕТ

Достаточно спокойный в эмоциональном плане период развития с года до трёх лет заканчивается. Впереди кризис трёх лет. Ваш ещё совсем недавно ласковый и послушный ребёнок вдруг становится упрямым, истеричным, строптивым, словом, по мнению родителей, неуправляемым. Взрослые при этом зачастую не знают, как себя вести и что делать с этим маленьким упрямцем. Недаром известный педагог С. Соловейчик назвал этот период "большой войной с маленьким человечком".

Кризис трёх лет - эмоционально очень тяжёлый период развития, как для родителей, так и для самого ребёнка. Изменяется поведение малыша, обостряется его стремление к самостоятельности, он начинает чувствовать себя независимым от взрослых. В чём же причины этих явлений? Как максимально безболезненно пережить время кризиса?

Уже отмечалось, что в это время ребёнок становится более самостоятельным, независимым от родителей, начинает понимать, что уже многое он может сделать сам, без их помощи. Проявление самостоятельности связано с попыткой ребёнка научиться жить и действовать самому, как отдельному, ни от кого не зависящему существу.

Одним из признаков этого является то, что малыш начинает говорить о себе в 1 лице. Если раньше вы слышали: "Маша хочет пить!", то теперь ребёнок совершенно отчётливо произносит: "Я хочу пить!" Слово "Я" в его лексиконе становится одним из самых употребляемых. Вы только и слышите: "Я... я... я!". Это "Я" постепенно переходит в "Я сам!"  Это очень тонкий момент, на который следует обратить особое внимание. Внешние проявления кризисного поведения малыша связаны с его упрямством, негативизмом и строптивостью. Ребёнок хочет быть хозяином своего поведения и настаивает на этом. Его упрямство - способ проявления собственной воли. Он не даёт маме помочь надеть колготки, построить дом из кубиков, на прогулке тянет её туда, куда хочется именно ему. На любое возражение может реагировать криком, слезами, нередко переходящими в настоящую истерику. Он часто отказывается от любого предложения взрослого - "Не хочу!", "Не буду!", "Не надо!". Такая капризность ребёнка - пока единственная возможность проявления своей значимости, а также возможность потребовать её уважения от других. Он отрицает всё, что исходит от взрослого.

Следует ещё раз подчеркнуть, что такое тяжёлое кризисное поведение - абсолютно нормальное поведение для трёхлетнего ребёнка. Яркое проявление самостоятельности и самоутверждения ребёнка - свидетельство того, что его развитие идёт в соответствии возрасту. Не стоит пугаться кризисного поведения, не стоит говорить ребёнку, что он "плохой" или хуже других. Надо попытаться помочь ему преодолеть этот сложный период и смягчить проявления кризиса.

Так как же лучше реагировать на упрямство и капризы ребёнка? Как помочь преодолеть кризис трёх лет? Попробуйте воспользоваться следующими советами:

Поощряйте самостоятельность и активность малыша. Постарайтесь взять на себя роль консультанта, а не запретителя;

Установите границы активности малыша. Они должны определяться сферой его безопасности. Покажите ребёнку зону "можно" и "нельзя";

Будьте последовательны в своих требованиях. Если вы что-то не разрешаете ребёнку, то стойте на своём до конца. В противном случае слёзы и истерики станут для него удобным способом добиться своего;

Следите за тем, чтобы все окружающие предъявляли к ребёнку одинаковые требования;

На пытайтесь ругать или уговаривать ребёнка во время приступа упрямства. Скорее всего он просто не обратит на вас внимания. Для любой истерики требуется зритель, и ваше особое внимание будет только на руку маленькому упрямцу.

Во время приступа попытайтесь переключить внимание малыша, показав ему что-то новое и интересное. Подобные приёмы могут отвлечь внимание капризули от плача и истерики. В противном случае, вы можете какое-то время не обращать на него внимания --  истерика пройдёт сама собой, ведь кричать и топать ногами без зрителей совсем не интересно.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.