Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Новости проекта
Скидки для пользователей Schools.by в магазине 21vek.by
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 36 человек

Методическая копилка педагога

Дата: 9 июня 2014 в 10:46, Обновлено 27 февраля 2017 в 11:38

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Методы и приёмы

создания ситуации успеха на занятии»
 

    Уже в первые годы жизни, ребёнок узнаёт необычайно много, он располагает определёнными сведениями об окружающем мире и, как правило, чувствует себя достаточно к нему приспособленным. Он с оптимизмом смотрит в будущее. Ни один ребёнок не приходит в мир неудачником.

     «Все дети талантливы» - вот убеждение педагога, и с этим нельзя несогласиться. Но без ощущения успеха у детей пропадает интерес к занятиям, поэтому при обучении каждый воспитатель ищет свои пути, интересные методы и приёмы для создания ситуации успеха. 20-30 минут занятия должны быть минутами радости: радости познания, радости творчества, радости общения. Чтобы раскрыть важность понятия «ситуация успеха», можно просто процитировать Сухомлинского: «Если ребёнок не видит успехов в своём труде, огонёк жажды знаний гаснет, в детском сердце образуется льдинка, которую не растопить никакими стараниями до тех пор, пока огонёк опять не загорится…»

      Вспомните, пожалуйста, какие мы чувства переживаем, когда находимся в состоянии успеха? (радость, счастье, удовлетворение, эйфорию и т.д.).

      Конечно, ситуацию успеха нельзя измерить в баллах или процентах, но значимость её от этого не уменьшается. Приёмы, которыми можно создать ситуацию успеха, тоже весьма условны. На мой взгляд, многие из них можно объединить, используя термин «эмоциональные поглаживания». Это и обращение к детям по имени, и похвала, одобрение («молодец», «умница», «хорошо», «замечательно», «постарался» и множество других), и позитивное построение фраз. Словесные поощрения не только подбадривают ребёнка, но и снимают напряжение, вселяют уверенность, дают шанс на достижение результата. Только тогда, по мнению академика А.С.Белкина, дети смогут получать удовольствие от процесса познания, когда каждый из них будет чувствовать себя на занятии «единственным и неповторимым среди других единственных и неповторимых».  

      В своей практике я использую известные в педагогике вербальн6ые (речевые) и невербальные (мимико-пластические) методы и приёмы создания ситуации успеха, но всякий раз получается это по-разному.

Перед занятием создаю атмосферу доброжелательности, жизнерадостности, используя для этого игры и упражнения на развитие позитивной самооценки.

Например: «Пожелание», «Комплименты», «Волшебный стул», «Клубок», «Я люблю себя за то…» и т.д. Стараюсь расположить детей к себе добрым словом, взглядом, улыбкой, приветливостью (приём «снятие страха»).

    Начинаю занятие с сюрпризного момента, прихода героя или решения проблемного вопроса, загадывания загадки и т.д. Стараюсь заинтересовать детей в самом начале, завладеть их вниманием, вселить уверенность в себя, подбодрить «Вы у меня молодцы», «Умницы», «Я горжусь вами», «У вас всё получиться», «Вы обязательно справитесь». Ведь начало занятия – это момент, от которого в значительной степени зависит успех занятия в целом (приём «авансирование успешного результата»).

     Далее использую приём «внесение мотива» - показываю детям ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому хорошо будет после выполнения задания. Всё время прошу детей высказывать собственное мнение, версии, своё решение проблемы. Даю понять, что мнение каждого очень важно! Иногда, если детям тяжело, подсказываю (обратите внимание на…, с чего лучше начать…, догадайтесь почему?..) (приём «скрытая инструкция».

     Неуверенных и несмелых подбадриваю: «Маргарита, это можешь сделать только ты», «У тебя, Катя, получиться не хуже», «Антоша, помоги мне…» (приём «персональная исключительность»). Во время работы этих детей поддерживаю, улыбаюсь им, за правильный ответ пожимаю руку, восхищаюсь ими, ставлю в пример (приём «педагогическая поддержка»). Чтобы дети не теряли интерес к занятию, допускаю какие – то неточности, промахи, специально ошибаюсь (приём «умышленная ошибка»). Некоторые дети быстро привыкают к успеху, превращают уверенность в самоуверенность. Для них использую приём «холодный душ». «Вова, вчера ты выполнил работу замечательно, а сегодня совсем не постарался».

     Оценивая результаты детского труда, стараюсь найти положительный момент, особенно у слабых, неуверенных детей. Здесь я использую приём «оценка детали». Анализирую не результат в целом, а только какую-то его отдельную деталь «Тебе, Валера, особенно удалось то объяснение…», «Больше всего мне, Даша, в твоей работе понравилось…», «Наивысшей похвалы, Артём,  заслуживает эта часть работы ».

      Я вам рассказала о приёмах создания ситуации успеха на занятиях. Вы видите, что их предложено достаточно много.

      Ещё я хотела остановиться на методах, оперируя которыми можно создать условия для переживания детьми ситуации успеха. Один из них метод дифференцированного подхода. Он позволяет каждому ребёнку работать в своём темпе, даёт возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы обучения.

     Созданию ситуации успеха мне помогает метод использование коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип «Одна голова хорошо, а две лучше» или «Что одному не под силу, то легко коллективу». Часть детей, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в своих силах, работая самостоятельно. Поэтому я предлагаю  выполнять работу в паре, в подгруппе, где дети получают возможность справиться с заданием успешнее. Кроме того, введение в занятие коллективных форм обучения позволяет мне оживить его, реализовать коммуникативные потребности детей.

     Наиболее эффективным для создания на занятии ситуации успеха является сочетание  репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения. Проблемные ситуации  я стараюсь использовать максимально на всех этапах занятия.  Создавая  проблемную ситуацию,  я направляю  детей  на её решение, организую его поиск на основе знаний, устанавливаю причинно-следственные связи. Разрешение проблемной ситуации на занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет детям почувствовать свою причастность к происходящему на занятии.

     Всегда  очень важно знать какой эмоциональный фон преобладает в коллективе в течение дня, и насколько успешно оценивают свои достижения дети. Этому способствует рефлексия при подведении итога занятия, использование самооценки и взаимооценки детьми друг друга в течение занятия. Это метод диагностики эмоционального состояния.

Я поделилась с вами некоторыми методами и приёмами, которые использую на занятиях, создавая ситуации успеха.

А теперь предлагаю вам рецепт приготовления хорошего занятия.

Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, что лишены разочарования, злопамятности и злости. Количество ингредиентов — на усмотрение готовящего. Для того чтобы придать остроты занятию, добавьте в него щепотку безрассудства. А теперь долейте любви к детям и взбейте все энергичными движениями.

Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте занятие профессионализмом педагога. Следуйте четко этому рецепту, и все у вас получится!

Приятного аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к педагогическому труду и творчеству!

Только тогда вы будете хорошим педагогом, а ваш воспитанник - успешным, когда в общении с детьми на занятиях и вне их вы будете ориентироваться на позитивные качества личности!

Из опыта работы Штейнвальд Е.Г.,

воспитателя дошкольного образования высшей квалификационной  категории


Социально – игровая программа

«Бабушкины сказки о добре и зле»

Авторы – ведущие: Боровская Н.С., Ланцевич Е.И., воспитатели второй младшей группы

Консультанты: Михник Р.В., заведующий, Господуро Я.Б., заместитель заведующего по основной деятельности

Форма проведения: театральная встреча

Участники: воспитанники второй младшей группы, родители, прародители, воспитатели

Предварительная работа:

  • Выполнение творческих заданий прародителями и родителями воспитанников «Сочини сказку для ребенка»
  • Подготовка костюмов сказочных героев
  • Разучивание стихов-загадок с детьми
  • Подготовка к драматизации сказки «Репка»
  • Оформление помещения
  • Подготовка игры «Найди ответ»
  • Подготовка мини-консультации «Воспитание сказкой, или Сказочное воспитание»
  • Оформление плаката для рефлексии
  • Оформление выставки сказок о добре и зле
  • Оформление объявления и приглашения на мероприятие
  • Подготовка буклета «Рекомендации родителям по подбору сказок», «Как правильно читать сказку»
  • Подготовка музыкального оформления: песня «Бабушкина сказка» автор Владимир Крахмалёв

Цель:

  • Повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя и знакомя детей с произведениями на сказочные сюжеты

Задачи:

  • Способствовать сближению всех участников образовательного процесса, организации их общения в неформальной обстановке
  • Развивать интерес к познанию своего ребёнка, содействовать активному взаимодействию с ним
  • Воспитывать у детей уважительное отношение к старшему поколению, привлечь прародителей к эмоциональному  взаимодействию с детьми, способствовать их эмоциональному общению.

План мероприятия:

  1.  Мини-консультация «Воспитание сказкой, или Сказочное воспитание» (дополнение 1)
  2. Интерактивная игра «Найди ответ» (дополнение 2)
  3. Игра с детьми «Парад героев»
  4. Викторина по сказкам с участием команды «Колобки» (родители) и команды «Зайчики» (дети)
  5. Драматизация сказки «Репка»
  6. Рисование  на обоях «Сказочная поляна»
  7. Презентация сказки бабушки Симы «Верный друг Бимка»
  8. Дискотека сказочных героев
  9. Родители детям (экспромт) – обыгрывание сказки «В некотором царстве…»
  10.  Чаепитие «У самовара»
  11.  Рефлексия
  12. Задание на перспективу: создание сборника «Бабушкины сказки о добре и зле»

Дополнительный материал: мини – консультация «Воспитание сказкой, или Сказочное воспитание», интерактивная игра «Найди слово», информационный листок «Как правильно читать ребенку сказки»


Игровая встреча “Играем вместе с мамой”

Развлечение “В гостях у воздушных шаров”.

Автор – ведущий: Кичкайло Г.П., воспитатель дошкольного образования

Категория участников: воспитанники первой младшнй “Б” группы, мамы воспитанников: Бердик Ольга Валентиновна, Короткая Ольга Олеговна, Волынцева Светлана Ивановна

Цель: способствовать эффективной социализации воспитанников, активизировать детско – родительское взаимодействие

Задачи:

  • вовлекать родителей в образовательный процесс, знакомить с детьми группы, способствовать установлению дружеских взаимоотношений между родителями, взрослыми и детьми; повышать авторитет родителей посредством показа их способностей;
  • развивать речевую и познавательную активность детей в процессе экспериментирования, художественно – творческой деятельности;
  • воспитывать у детей умение играть рядом;
  • воспитывать эмоциональный отклик при встрече с родными людьми

Оформление группы: под накидкой 2 воздушных  шарика, отдельно в пакете шарики – рыбки, выполненные в стиле твистинга, на столах листы А4 с рыбкой, жёлтая гуашь, тычки для рисования, таз с водой и 2 резиновые рыбки.

Ход:

Воспитатель приветствует мам и детей:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Я живу в родном краю

Всех я вас приветствую! (Дети и родители обнимаются)

Знакомство ребят с мамами. Каждый ребёнок говорит, как его зовут и мама представляется.

Ребята, сегодня вас ждёт много интересного и загадочного, а чтобы всё это увидеть мы отравляемся сегодня в необычную мастерскую вот через этот волшебный обруч (дети ползком проползают через обруч и садятся на стулья).

 Воспитатель: Добрый волшебник что – то здесь наколдовал. Получилась целая гора. Подойдите, дети, и потрогайте руками то, что там внутри (дети по очереди трогают воздушные шары и предполагают что это?)

Воспитатель достаёт надувной шар.

Шарик, шарик мой воздушный,

Непоседа непослушный!

 Шарик круглый, шарик гладкий,

Шарик тонкий, шарик мягкий (развитие  тактильных ощущений, дети трогают шарики руками)

Мама: Я на шарик нажимаю,

Из – под рук он вылетает

Вверх. Но я его поймала,

Нитку к пальцу привязала! (Дети определяют, куда полетел шарик – вверх, вниз)

Вправо – шарик, влево – шарик, мой светящийся фонарик!

Дай, тебя я обниму и к щеке своей прижму.

Ты меня не покидай,

Будь со мной, не улетай! (дети и родители, воспитатель перебрасываются воздушными шариками)

Вдруг в руке воспитателя появляется шарик не надутый. Дети рассматривают его, сидя в кругу. Беседа воспитателя о воздухе, который, живёт в шарике, и где его нет. Идёт практический показ «Почему шарик летает как ракета» (из него вылетает воздух). Игра «Подуй на меня»

Мама: Какие не простые шарики, а вы не слышали ничего? А мне показалось, что под покрывалом кто – то есть ещё (дети находят вместе с мамой шарики – рыбки)

Мастер – класс мамы, как шарик надувается с помощью насоса и на глазах детей превращается в шарик – рыбку. Дети завороженно наблюдают,  как в считанные секунды,  на глазах детей мама превращает длинные, узкие шарики в удивительных, добрых рыбок, приговаривая при этом: «Крутят, крутят  и …але – оп!». Игра «Назови свой цвет»

Воспитатель (рассматривает рыбки вместе с детьми):  Давайте покажем губами разговор двух рыбок. Какой голос у рыб? (Молчаливый).

У нас в группе есть рыбки. Живут они в аквариуме. Сколько рыбок в аквариуме? (Одна) Красивая, желтая, золотая. Давайте ей нарисуем подружек и украсим рыбке хвост (рисование тычком.).

Воспитатель и мамы помогают детям. Презентуют все работы детей.

Воспитатель:

Мы весёлый этот танец

Сочинили сами.

Мы подарим этот танец

Нашим, нашим мамам!

(дети и взрослые танцуют танец под музыку «Мой детский сад»).

 Мама мальчикам дарит

шарики - рыбки, а девочкам

шарики - цветы.

Прощаются и благодарят

друг друга за сотрудничество).


Анкета для родителей

«Компетентное мнение»

№ п/п

Вопросы анкеты

Баллы

0

1

2

3

4

1.

В группе, которую посещает наш ребенок, созданы хорошие условия для развития ребенка

2.

Группу, в которой находится наш ребенок, можно назвать дружной

3.

Наш ребенок с удовольствием посещает группу

4.

Наш ребенок окружен заботой взрослых (воспитатели, помощник воспитателя)

5.

В среде воспитанников группы наш ребенок чувствует себя комфортно

6.

В среде воспитанников группы наш ребенок чувствует себя уверенно

7.

Наш ребенок хорошо отзывается о воспитателях, помощнике воспитателя

8.

Педагоги знают о достижениях (проблемах) нашего ребенка и стараются помочь ему и семье

9.

С ребенком занимаются индивидуально

10.

Ребенку предоставляется возможность показать свои достижения

11.

 Воспитатели всегда находят время для беседы с нами о нашем ребенке

12

Мы получаем консультационную помощь по воспитанию ребенка

Карта оценки

родительской позиции

Компоненты ответственной родительской позиции:

показатели

Семья Ш

Семья П

Семья Ш

Семья К

Семья В

Семья Б

Семья Р

Семья С

Семья С

Коммуникативный: родитель регулярно общается с ребёнком, находится в курсе его интересов и предпочтений.

Охранительный: сохранение и укрепление здоровья ребёнка, обеспечение безопасности его жизнедеятельности.

Нормативный: создание оптимальных условий для жизнедеятельности ребёнка, его материальное обеспечение (наличие одежды по возрасту и сезону, соблюдение режима и рациона питания).

Духовный: трансляция ребёнку в процессе детско - родительского взаимодействия базовых семейных и общечеловеческих ценностей, общекультурного мировоззрения.

Эмоциональный: родитель не просто общается с ребёнком, но и сопереживает ему. Родитель умеет слушать и слышать обращённые к нему высказывания, реагирует на них, высказывает свою позицию, анализирует данное взаимодействие, даёт советы и рекомендации

Оценочная карта взаимодействия отца с ребёнком

Критерии

Всего

(кол-во отцов)

Всего (%)

Начало проекта

Конец второго года проекта

Конец третьегогода проекта

Начало проекта

Конец второго года проекта

Конец третьего года проекта

Стремиться   уделять ребенку больше внимания

Поддерживает интерес к общению со своим ребёнком,  видит всевозможные формы общения

Доступность отца  для ребёнка

Ответственность за воспитание и принятие решений

Понимает свою отцовскую роль в воспитании личности ребёнка

Стремится  к не травмирующим  способам управления поведением ребенка

Использует любую возможность, чтобы развивать в ребенке наблюдательность

Последователен  в требованиях, предъявляемых к ребёнку

Итого

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.